Разработчик: Handley Page
Страна: Великобритания
Первый полет: 1939
Тип: Тяжелый дальний бомбардировщик В середине 30-х годов руководство британских ВВС пришло к выводу о необходимости принципиального обновления материальной части. Распоряжением министерства авиации за номером Р13/36 фирме Хендли Пейдж была поручена разработка тяжелого бомбардировщика. Основанное в 1910 г предприятие уже в первую мировую войну накопило большой опыт создания тяжелых самолетов. К концу 1936-го был готов проект НР.56 с двумя рядными моторами Роллс Ройс "Валчер" ("Гриф").
Интенсивные испытания двух построенных машин дали неудовлетворительные результаты. Как и в других случаях, эти новые двигатели не оправдали возлагавшихся на них надежд. В этих условиях конструкторская группа во главе с Дж. Р. Волкертом пошла на смелый шаг, переконструировав самолет под четыре мотора Роллс Ройс "Мерлин X". 25 декабря 1939 г. пилот фирмы майор Дж. Кордес поднял НР57 воздух. Несколько позднее по тому же пути пошли заводы "Авро" превратив малоудачный "Манчестер" в знаменитый "Ланкастер".
Статические и летные испытания прототипов проходили довольно успешно, и прямо с завода была заказана серия в 100 машин. В ноябре 1940-го первые самолеты (еще не "Галифаксы") поступили на вооружение 35-го дивизиона РАФ (Йоркшир). В ночь с 11 на 12 марта 1941-го состоялось боевое крещение - налет на порт Гавр. А в сентябре дошло до "именин" - лорд Галифакс с супругой торжественно "окрестили" последнюю партию самолетов первой серии. По тогдашней традиции было выбрано название одного из графств.
Для производства "Галифаксов" организовалась "Галифакс Груп", в которую входило 41 предприятие (51000 работающих), не считая заводов Хендли Пейдж. Максимальный темп выпуска составил одну машину в час. Известно девять вариантов "Галифакса", которые выпускались в четырех разновидностях: А - десантной, В - бомбардировочной, С - грузовой и СР - береговой обороны.
Всего в 1940-1946 гг. построено 6176 "Галифаксов", в том числе Мк.I и Мк.II - 2050. Мк.III - 2060. Мк.V- 916. Мк.VI- 480, Mк.VII - 395, Мк.VIII и Мк.IX - около 100 штук каждая. По объемам продукции и использования в качестве бомбардировщиков "Галифаксы" уступали "Ланкастерам", хотя и начали службу раньше. Всего за годы второй мировой войны "Галифаксы" совершили 75 532 боевых вылета и сбросили 227 610 тонн бомб. В то же время, в отличие от более мощных "Ланкастеров", "Галифаксы" широко применялись для дальней разведки, патрулиований над морем, буксировки планеров, транспортных перевозок и дальних полетов над оккупированными районами со сбросами грузов и парашютистов. Последней крупной операцией с участием "Галифаксов" стали налеты - Фриэские острова и Фленсбург в конце апреля - начале мая 1945 г.
"Галифаксы" состояли на вооружении ВВС Великобритании, Канады, Австралии и Свободной Франции, пользуясь репутацией самолета, "приятного на маршруте и трудного на взлете".
По конструкции "Галифакс" был цельнометаллическим семиместным среднепланом. В двухлонжеронном крыле размещалось 12 баков на 8127 л и бомбоотсеки (в прифюзеляжных частях). Транспортные варианты имели 17 баков (9985 л). Фюзеляж с работающей обшивкой состоял из пяти частей, соединенных винтовыми узлами. Оперение двойное, причем форма вертикальных стабилизаторов претерпела изменения, поскольку первоначально возникало явление аэродинамического блокирования рулей направления.
Двигатели на машинах Мк.I, МкII и Мк.V - Роллс Ройс "Мерлин" разных модификаций (12-цилиндровые V-образные) мощностью 1298-1640 л. с., на остальных самолетах - 14-цилиндровые звездообразные Бристоль "Геркулес" мощностью 1393-1700 л. с.
На самолетах устанавливалось богатое (по тем временам) радиооборудование, а на многих - и радиолокатор. Стрелковое вооружение состояло из носового пулемета (на Мк.I в носу устанавливалась двухпулеметная башенка), верхней установки с четырьмя пулеметами (на Мк.II и Мк.IX ее не было) и хвостовой четырехпулеметной башни (все пулеметы калибра 7,69 мм). Иногда на Мк.1 оборудовались и бортовые (оконные) установки в фюзеляже. Транспортные машины были без вооружения. Бомбовая нагрузка достигала 6500 кг. Самолеты специального назначения имели, как правило, сокращенное вооружение и оборудование.
Окраска "галифаксов" соответствовала тогдашним нормативам: верхние поверхности камуфлировались темно-зелеными и темно-земляными (темно-коричневыми с красноватым оттенком) пятнами стандартной конфигурации. Боковые и нижние поверхности - черные (все краски матовые). Встречались и полностью черные машины. В дневных операциях "Галифаксы" почти не применялись, исключая случаи массированных налетов.
Опознавательные знаки помещались на крыле сверху и на фюзеляже, причем на крыле они не имели белого кольца, а на фюзеляже окаймлялись желтым. На внешней и внутренней поверхности килей располагались традиционные "фин флэш". Трехбуквенные обозначения первоначально были светло-серыми, позднее - темно-красными. Надписи разного рода выполнялись желтым (на черном фоне) либо красным. Некоторые машины снизу и с боков окрашивались в светло-серый цвет, а вновь выпускаемые после войны получали сверху новый серо-зеленый камуфляж. Типичная раскраска самолетов береговой обороны была иной: серый с голубоватым оттенком вверху, белых матовый с боков и белый блестящий - снизу. Впрочем, как и любой большой самолет, почт каждый "Галифакс" имел какую-либо индивидуальную особенность окраски.
С вооружения "Галифаксы" сняты в 1952 г.
Модификации :
Halifax B.Mk I Series I первая серийная модификация
Halifax B.Mk I Series II
в основном похожий на самолет B.Mk I Series I, но с усиленной конструкцией для полетов с большей суммарной массой.
Halifax B.Mk I Series III
вариант самолета B.Mk I Series I с увеличенным запасом топлива; последние серийные экземпляры были оснащены двигателями Мерлин ХХ.
Halifax B.Mk II Series I
новая форма носовой части с одним пулеметом, верхняя башня
Halifax B.Mk II Series I (Special)
переобозначение самолетов B.Mk II Series I, которые имели в своем служебном варианте всевозможные усовершенствования модели B.Mk II Series IА.
Halifax B.Mk III
установлены моторы воздушного охлаждения Бристоль "Геркулес"
Halifax B.Mk IV
вариант модернизации В.Mk III. остался в пректе
Halifax B.Mk V Series I
модернизация B.Mk I с установкой верхней башни, более мощных моторов "Мерлин" и шасси другой системы (последняя замена себя не оправдала и к ней впредь не возвращались), использовалась эта модификация только для транспортных и десантных целей
Halifax B.Mk V Series IA
такой же, как самолет B.Mk II Series IA, кроме установленного шасси Доути (Dowty); компания обозначила его как H.P.63.
Halifax B.Mk V Series I (Special)
такой же как самолет B.Mk II Series I (Special), кроме установленного шасси Доути и гидравлики.
Halifax B.Mk VI
в основном похожий на самолет В.Mk III, но оснащенный двигателями Бристоль Геркулес мощностью 1675 л.с., развивавшими на высоте 3050 м мощность в 1800 л.с. компания обозначила его как Н.Р.61.
Halifax B.Mk VII
такой же, как самолет B.Mk VI, но из-за нехватки двигателей Геркулес 100 переделанный под установку звездообразных двигателей Бристоль Геркулес XVI; компания обозначила его как Н.Р.61.
Halifax B.Mk VIII
послевоенная транспортная версия без вооружения на 3600 кг груза
Halifax B.Mk IX
послевоенная десантная версия. Хвостовая башня с двумя 12,7-мм пулеметами (24 парашютиста).
Halton
построенный в небольшом количестве пассажирский самолет на базе Halifax (10 человек и 3600 кг груза).
ЛТХ:
Модификация Halifax B.Mk VII
Размах крыла, м 31.75
Длина, м 21.82
Высота, м 6.32
Площадь крыла, м2 118.45
Масса, кг
пустого самолета 17345
нормальная взлетная 29484
Тип двигателя 4 ПД Bristol Hercules XVI
Мощность, л.с. 4 х 1615
Максимальная скорость , км/ч 454
Крейсерская скорость , км/ч 346
Практическая дальность, км 3840
Боевая дальность, км 1658
Максимальная скороподъемность, м/мин
Практический потолок, м 7315
Экипаж 7
Вооружение:
один 7,7- мм пулемет на подвижном креплении в носовой части и по 4 таких же пулемета в надфюзеляжной и хвостовой турелях;
Бомбовая нагрузка до 5897 кг