Изучайте , в нашей ВПГ это обязательно! Также это не обязательно , но желательно при полётах на нашем пилотажном сервере!
ТАкже добавлю выписку -
Все экипажи и расчеты пунктов управления обязаны вести радиообмен спокойным ровным голосом, разборчиво и четко передавать свой позывной и команды (информацию), соблюдая установленные правила радиообмена.
Порядок радиобмена при производстве полетов должен быть единым, а команды стандартными для всех частей истребительной авиации. При возникновении нестандартных ситуаций разрешается применять команды и доклады в соответствии со сложившейся обстановкой. При этом экипаж, по возможности, должен сообщить высоту, скорость полета и свои действия.
При освоении новой авиационной техники разрешается применять дополнительные команды и доклады, поясняющие действия летчика (экипажа) на различных этапах полета.
До передачи команд и докладов необходимо прослушать эфир и убедиться в том, что другие экипажи на передачу не работают. При возникновении особого случая в полете все экипажи не дожидаясь команды пункта управления должны до минимума сократить, или прекратить работу на передачу, обеспечив непрерывный радиообмен пунккта управления с экипажем, нуждающимся в помощи.
При устойчивой радиосвязи, гарантирующий точный прием команды (доклада), подтверждение получения команды передается словом "Понял", без повторения содержания команды (доклада). Исключение должно составлять подтверждение на изменение эшелона (высоты) полета с указанием ее нового значения (121-й, понял, 3600). В случаях, когда есть сомнение в правильности принятой команды, подтверждение приема дается ее повторением.
При выполнении групповых полетов радиосвязь с пунктом управления осуществляет ведущий (командир) группы: ведомые работают на прием, кроме случаев, требующих доклада ведущему или пункту управления. При взлете групп одиночными самолетами ведомые экипажи разрешения на взлет не запрашивают, а взлетают по истечении установленного временного интервала взлета по команде руководителя полетов. После роспуска группы для самостоятельных действий одиночными экипажами каждый экипаж ведет радиосвязь самостоятельно.
Для сокращения радиообмена единицы измерения значений курса, скорости, высоты, крена, остатка топлива не передаются.
например:
Курс 340° - "Курс триста сорок";
Скорость 900 км/ч – "Скорость девятьсот";
Остаток топлива 2500 кг - "Остаток две пятьсот"